Общее

Поддержим арендаторов в кризис: как собственники коммерческих помещений борются за клиентов

Карантин остался позади, пандемия уже начинает сдавать обороты, но для бизнеса кризис еще в самом разгаре. Владельцы коммерческих площадей всеми силами стараются сохранить арендные договора. И они готовы на многое, чтобы не потерять ключевых клиентов.

 

Даже после снятия ограничительных мер, доля свободных «квадратных метров» на отечественном рынке стремительно растет. Одни предприниматели в целях экономии сокращают объем арендуемых площадей. Вторые, пользуясь недавно принятым законом, и вовсе разрывают договора с владельцами помещений в одностороннем порядке. Собственники оказались в сложном положении. С одной стороны, им нужно сохранить доход (если не на прежнем, то хотя бы на стабильном уровне). С другой — не упустить арендаторов. Они ищут различные выходы из кризиса, чтобы удержаться на плаву самим и не «потопить» бизнес клиентов.

 

Эффективно и «безболезненно»

Это примеры наиболее удачных решений, позволяющих собственникам сотрудничать с арендаторами не в ущерб своему кошельку.

Протянуть руку помощи

Крупные компании, у которых подписаны договора сразу с несколькими съемщиками, практикуют ныне «принцип взаимовыручки». Они знакомят арендаторов друг с другом и со своими деловыми партнерами. В ход идут живые встречи в рамках конференций, email-рассылки с рекламой товаров, совместные акции. Выгода очевидна: это помогает арендаторам находить новых клиентов и подрядчиков. Как показывает практика, они такую «программу» помощи оценили и пользуются ей с охотой. Другое дело, что работает это больше для крупных компаний. Им есть «кого с кем знакомить». Но даже если у вас на примете один-единственный арендатор, о нем можно рассказать знакомым и друзьям. Вы ничего не теряете, а для вашего клиента — это шанс привлечь внимание к своему бизнесу.

Передать помещение другому

Некоторые компании пока еще не вернули сотрудников с «удаленки». Их офисы пустуют, но в будущем работодатели планируют использовать эту площадь. Вопрос: что делать с ней сейчас? Предположим, вы сдаете в аренду офис в Челябинске. Компания-съемщик много лет исправно платила ставку, но сейчас ее сотрудники временно работают из дома. Помещение не используется и простаивает зазря. Субаренда — вот наиболее эффективное решение в данном случае. Если позволяет ситуация, арендатор может временно сдать свободную площадь другому лицу. В выигрыше останутся все. И новый съемщик, и хозяин помещения, и основной арендатор. Последний не теряет полезные квадратные метры (которые понадобятся в перспективе) и получает с них доход. Тот в свою очередь идет на покрытие арендных платежей. А значит, и собственник не остается в накладе.

 
Непростые решения

Новый закон, разрешающий съемщикам выходить в одностороннем порядке из договора (напомним, он действует до 1 октября), подстегнул собственников на введение льготных условий аренды. Впрочем, далеко не все владельцы помещений «действуют из-под палки». Многие из них добровольно решились на финансовые потери, чтобы сохранить клиентов.

Проявить щедрость

Большинству предпринимателей в условиях нынешнего кризиса приходится просить о снижении арендной ставки. И хотя никому не хочется ущемлять себя в средствах, разумные собственники признают, что другого выхода нет. Откуда съемщику взять деньги, если его бизнес простаивает? Например, он имеет в аренде помещение под кафе в Московской области. Почти 3 месяца все точки питания в стране были закрыты. Да и сейчас они работают в условиях строгих ограничений. Соответственно, платить ставку в прежнем размере арендатор не может. Если дело касается ключевых клиентов, владельцы готовы давать скидки, и порой очень приличные — 30-40%. Или как вариант, они пока не включают в плату ежегодную индексация. А последняя составляет немало — в среднем 5-10%. Конечно, речь в обоих случаях идет о временных скидках. Стороны заключают новый (краткосрочный) договор сроком от 6 до 9 месяцев.

Время быть терпеливым

Отсрочка по платежам — еще одна популярная антикризисная мера в период нынешнего кризиса. Опять же владельцы помещений готовы на нее пойти, но только ради базовых арендаторов. Тех, кто до введения ограничительных мер, приносил хороший доход (платил за большую площадь). Или тех, кто снимает неформатные помещения, для которых сложно найти новых клиентов. В каждом индивидуальном случае отсрочки предоставляются на различный срок. Как правило, он начинается от 3-х месяцев и доходит до полугода.

Резюме. Собственники сейчас борются за арендаторов как умеют. Порой им удается находить решения, выгодные для обеих сторон. А порой приходится «наступать на горло» своему же бизнесу. Но что делать? Отчаянные времена требуют отчаянных мер.
источник